История ковыльных степей Дона и северного побережья Азовского моря сложна и драматична. Многие народы населяли эти места с незапамятных времен. Жили здесь и воинственные кочевники, и мирные земледельцы и скотоводы. Скифы и сарматы, печенеги и половцы, греки и меоты, киммерийцы и гунны… Каждый из этих народов привносил что-то свое в культуру древнего Дона, каждый создавал неповторимый облик Великой степи. О жизни и традициях этих народов мы знаем из учебников истории, но вряд ли, читая страницы учебника, можно в полной мере ощутить, как жили эти люди 10, 20, 50 веков тому назад, как был устроен их быт, как велось хозяйство, невозможно прочувствовать сложность человеческого труда с использованием примитивных инструментов.
Чтобы по-настоящему ощутить себя первобытным человеком, взглянуть на историю Дона не как сторонний наблюдатель, а как ее активный участник, в х. Пухляковском Ростовской области был построен уникальный этно-археологический парк «Затерянный мир». Здесь можно не только увидеть, как жили люди каменного и бронзового века, но и стать частью этой истории, с головой погрузиться в прошлое, не только подержать в руках древние орудия труда, но и изготовить их самостоятельно и даже применить на практике. Неудивительно, что этот комплекс, построенный в 2007 году, уже стал популярен далеко за пределами Ростовской области. Здесь интересно и детям, и взрослым.
Я уже давно мечтала посетить этно-парк «Затерянный мир», но все как-то не было возможности, а тут оказался отличный повод – фестиваль виноградарства и виноделия «Донская лоза». Вот мы и решили совместить приятное с полезным и, наконец, прогуляться по «Затерянному миру». Что из этого получилось, я вам сейчас расскажу.
Содержание статьи
Как добраться до «Затерянного мира»?
Добраться до парка «Затерянный мир» в Пухляковском проще простого. Для начала нужно доехать до самого хутора Пухляковского. О том, как это сделать, читайте здесь.
В хуторе выезжаете на ул. Центральную и едете в восточную часть поселка до тех пор, пока не упретесь в ворота археологического парка. Поселок довольно длинный, вытянут вдоль Дона. Дорога очень узкая и двум машинам местами явно трудновато будет разъехаться. Правда, даже в праздничный день мы практически не встретили машин.
Что посмотреть в парке «Затерянный мир» в х. Пухляковском?
В этно-парке «Затерянный мир» на Тропе истории воссозданы постройки каменного и бронзового веков, степной курган, а также настоящее казачье подворье и казачий редут. Осмотреть их изнутри можно только в составе экскурсии. Экскурсии бывают двух видов: без интерактивной программы (продолжительность 1 ч 20 мин) и с интерактивной программой, в которую кроме осмотра достопримечательностей дополнительно включены мастер-класс по расщеплению камня и изготовлению первобытных орудий, стрельба из лука и метание копья (продолжительность 2-2,5 часа).
В рамках экскурсии представится возможность также посетить музей, где хранятся наиболее ценные археологические находки.
Стоимость экскурсий лучше всего уточнять на официальном сайте этно-археологического парка или по телефону +7-928-628-32-74.
«Затерянный мир»: взгляд изнутри. Наши впечатления
К этно-парку мы подъехали примерно в 11:20. Заходим в калитку, у которой толпилось порядка 5 автобусов и маршруток. У входа никого кроме собаки и черного ослика. Прошли чуть дальше и видим табличку «Осмотр территории возможен только в составе экскурсии». Ни кассы, ни каких-то признаков людей нет. Решили пойти поискать хоть кого-нибудь. Первым мы обнаружили то ли охранника, то ли завхоза. Он насупил брови и грозно спросил, почему мы здесь ходим одни.
Мы ответили, что хотели бы посмотреть парк. На что он заявил, что парк можно осмотреть только в составе экскурсии. Заказывают их предварительно и на сегодня уже все расписано. Вдобавок праздник и все экскурсоводы заняты.
На вопрос: «Неужели нет никакой возможности посмотреть?», — он ответил, что мы можем подождать группу туристов и пройти по парку вместе с ними. Ждать недолго, всего-то полчаса.
Делать нечего, будем ждать.
Через полчаса никаких экскурсионных автобусов к парку так и не подъехало (видимо они потерялись на празднике винопития J). Ждем лишних 10 минут, 15, 20… Чтобы не стоять без дела, по рекомендации охранника спустились к берегу Дона.
Сам комплекс – это не только этно-парк, но и база отдыха, и детский лагерь, и стоянка археологов. На берегу Дона для тех, кто приехал сюда более чем на 1 день, построены корпуса с бассейном, оборудован пляж, имеется крытая беседка и мангал. При желании любой может сбежать от цивилизации и поселиться здесь, прямо в парке, проникнуться историей, отдохнуть и полюбоваться донской природой.
А мы, тем временем дождались туристов и отправились гулять.
Музей
Первым делом нас завели в музей, где хранятся наиболее ценные археологические экспонаты: черепки глиняной посуды, орудия труда людей каменного века, утварь и предметы быта людей эпохи бронзы, каменные курганные изваяния половцев, многочисленные артефакты времен Великой Отечественной войны, а также фото-реконструкции того, как выглядела эта земля со времен, когда по ней ходили мамонты и до наших дней.
Музей небольшой, всего 1 комната.
Постройки людей каменного века
О том, как жили люди каменного века (10-6 тыс. лет до н.э.) можно узнать в одноименном поселке.
Первым делом осмотрим хижину охотника. Такие крытые камышом хижины устанавливались на скорую руку, т.к. охотники вынуждены были постоянно менять место проживания. Внутри все очень просто: в центре очаг, по краям на шкурах животных оборудованы кровати, пара горшков да копья с дубинками. В дождливую погоду, а на улице как раз лил дождь, очаг заливало водой и в хижине становилось сыро, но кровати при этом всегда оставались сухими.
Другое дело – хижина шамана. Спать на полу не шаманское дело. Здесь уже оборудованы земляные лежанки. Внутри сухо, довольно тепло и совсем нет ветра. Очаг прикрыт от непогоды специальным кожаным навесом. Он же защищал камышовую крышу от летящих искр.
Стены в шаманской хижине обмазаны глиной. Повсюду висят ритуальные предметы и амулеты. «Нагнать страху» на посетителей умели и в стародавние времена 🙂
Последняя постройка – самая прочная, относится к эпохе позднего неолита. В те времена на Дону начали появляться оседлые племена. Они уже научились возделывать землю и пасти скот. Внутри можно увидеть орудия труда и предметы быта: мотыги, топоры, луки, стрелы, кожаные сумки, керамическую посуду и плетеные из лозы корзины. Над очагом висит крюк. Поднял крюк выше – пища готовится медленнее, опустил – добавил жару.
Люди каменного века чаще всего строили свои жилища у реки. В реке добывали рыбу, из которой готовили еду.
В центре поселка – древнее святилище с языческим идолом. Здесь проходили самые важные события племени.
Есть на территории стоянки каменного века и несколько мастерских: кремнёвая мастерская, мастерская по изготовлению лодок и мастерская по обработке шкур. Вы сможете посетить их в рамках экскурсии с интерактивной программой. К сожалению, в нашу экскурсию интерактивная программа включена не была.
Постройки людей бронзового века
Поселок эпохи бронзы (2-1,5 тыс. лет до н.э.) сильно отличается от поселка эпохи каменного века. Люди бронзового века жили большими семьями в просторных жилищах. Они вели преимущественно оседлый образ жизни, пасли скот, возделывали огород, ткали на ткацких станках, делали глиняную посуду на гончарном круге. Уже появилось колесо и в хозяйстве широко стали использовать телеги.
Большое помещение от очага отапливалось хуже маленького, поэтому спали всей семьей на одной кровати, плотно прижавшись друг к другу и накрывшись шкурами. Лишь грудных младенцев клали в колыбель, чтобы ненароком не раздавить.
В это время в жилище уже появляется стол, ритуальные рисунки на стенах защищают хижину от злых духов. Кстати, здесь вам расскажут, почему славяне никогда не кладут ноги на стол и откуда пошли традиции заносить в дом жену на руках и не передавать ценных вещей через порог. Не будем открывать всех тайн 😉
Кроме собственно жилища с подворьем, огородом и навесом с телегой на территории поселка имеется ритуальное святилище и древняя кузница.
Степной курган
Курганы на берегах Дона – ровесники египетских пирамид. Однако, в отличие от Египта, традиция захоронения в курганах сохранилась на Дону вплоть до эпохи Средневековья. Менялись племена и народности, уходили одни кочевники, на их смену приходили другие, но курганами для захоронения умерших продолжали пользоваться, лишь подсыпая на вершину земли. Так в одном степном кургане можно отыскать до 70 захоронений различных временных периодов, начиная со времен бронзового века.
В этно-парке «Затерянный мир» в Пухляковском также есть свой курган. Он был создан силами ученых-археологов, но захоронения внутри все подлинные. Большинство из них относится к эпохе бронзового века.
Степной курган – место очень колоритное. Не каждый день тебе удается попасть внутрь могилы. Особо впечатлительным ходить туда не советуем.
Именно по особенностям погребения умерших археологи смогли установить к какой культурной группе относилась та или иная народность. Так на Дону были распространены представители ямной, катакомбной и срубной культуры.
Не трудно догадаться, что представители ямной культуры хоронили своих умерших в специально вырытых ямах. В кургане имеется два подобных захоронения: одно – принадлежит ребенку, второе – молодой женщине. С умершим в могилу клались предметы, которые могли ему пригодиться в загробной жизни, начиная от глиняной посуды и заканчивая ювелирными изделиями. Именно по количеству и качеству этих предметов можно было определить достаток обладателя этой могилы.
Из Ирана на Дон на смену ямной культуры погребения пришла катакомбная культура. Катакомбы, в отличие от ям, были гораздо вместительнее. С умершим в катакомбной культуре на тот свет отправлялись не только предметы, но и близкие люди. Так с мужем умертвлялась жена, а богатому человеку и в загробном мире нужен был раб. В пухляковском степном кургане сохранилось захоронение молодого 20-летнего воина катакомбной культуры. Вместе с ним в загробный мир «отправилась» и 15-летняя спутница.
Еще одну традицию принесли на Дон северные народы. Они хоронили своих умерших в деревянных срубах. К сожалению, в степях Дона древесины очень мало, поэтому по качеству сруба определяли достаток обладателя могилы. В кургане можно осмотреть погребение человека обеспеченного и бедняка.
Ну и, наконец, последнее погребение относится к эпохе Средневековья и принадлежит половецкому воину. Половцы отправляли своих сородичей в последний путь в полном боевом вооружении вместе с конем. Поначалу коня закапывали целиком, а позже стали класть только голову и ноги, чтобы саму тушу можно было съесть. Все и всегда шло в дело 🙂
***
Именно в степном кургане современный маршрут без интерактивной программы подходит к концу. Казачий редут и подворье в эту экскурсию не входят, поэтому нам так и не удалось их посетить. Зато будет повод вернуться!
Кстати, этно-парк «Затерянный мир» в Пухляковском продолжает расти и расширяться. Уже строится вторая хижина людей бронзового века, а позже планируется воссоздать еще один поселок времен половцев. Так что даже если вы уже бывали тут, возвращайтесь! Вы найдете много нового и интересного!
Понравилась статья? Поделись с друзьями! Им тоже пригодится!
Оставить комментарий