Столица Дона. История Ростова-на-Дону и его современность

Booking.com

Ростов-на-Дону. Общий видЛюбое путешествие по Ростовской области обычно начинается с посещения столицы Дона – крупного мегаполиса Ростова-на-Дону. Конечно, по возрастным меркам город Ростов-на-Дону не так стар. С ним не связано громких исторических событий, потрясающих соседние земли. Тем не менее, из небольшой слободки с громким названием Богатый Колодезь он вырос в крупнейший мегаполис на юге страны.

«Ворота Кавказа», «Ростов-папа», «столица Дона», «южная столица» — все это известные в народе названия Ростова-на-Дону. Так что же способствовало такому бурному росту города и его процветанию? Чем живет Ростов-на-Дону в настоящее время? Об этом и не только, поговорим в сегодняшнем посте.

История Ростова-на-Дону

Древнейшая история

Земли на месте Ростова заселялись с меднокаменного века (5000 лет до н.э.). Это и не удивительно. Климат на юге мягкий, земли плодородны, в реке полно рыбы.

Археологические находки говорят о том, что в 3 тыс. до н.э. на этом месте существовала крупная Левенцовская крепость, внутри которой найдены многочисленные могильники и курганы. Кто населял эту крепость? Чем жили эти люди? Есть мнение, что в местах этих селились арийцы, позже перешедшие жить в Среднюю Азию. О быте этих людей известно мало, археологические данные крайне скудны. В более поздней истории земли на берегу Дона практически не упоминались. В те времена жизнь кипела в расположенном неподалеку Танаисе. Со временем она переместилась на место современного Азова, где была основана торговая фактория Тана и крупный торговый порт Азак.

Экскурсии в Ростове-на-Дону

Богатый Колодезь

История рождения Ростова-на-Дону, как города, начинается с эпохи Петра I. Во время своих Азовских походов, Петр искал, где установить крепость для обороны южных границ империи. Армия императора проходила по донским степям и наткнулась на полноводный источник. Царь испил из него воды, после чего назвал Богатым Колодезем.

Богатый Колодезь

Богатый Колодезь

К сожалению, крепость во времена Петра из-за Прутского договора с Турцией не была построена. К Богатому Колодезю переселились жители Азова и Таганрога, перешедших к Османской империи.

Правда эта небольшая слободка просуществовала недолго. Турки не давали русским людям спокойно спать. При Петре I для защиты рубежей и усмирения казаков на месте Монастырского городка вблизи Черкасска строится укрепленный транжамент. Но из-за постоянных паводков для крепости уже во времена Анны Иоанновны выбрано новое место, именуемое в народе Васильевскими буграми. Крепость назвали Анненской в честь св. Анны.

Темерницкая таможня

После вступления на престол Елизаветы Петровны Анненская крепость становится настолько важной, что императрица повелевает устроить вокруг нее несколько таможен для сбора портовой пошлины. Одна из них, под названием Темерницкая, разместилась вблизи Богатого Колодезя ввиду того, что места у крепости Св. Анны оказались заболочены.

Памятник основателям Темерницкой таможни

Памятник основателям Темерницкой таможни

Декабрь 1749 г. фактически стал временем рождения города Ростова-на-Дону. В середине XVIII в. на месте Темерницкой таможни основана международная «Российская и Константинопольская торгующая компания». Темерницкий порт становится крупнейшим торговым портом юга России.

Крепость Димитрия Ростовского

В 1760 г. назрел вопрос о переносе Анненской крепости из заболоченных мест на более комфортный участок. Так рядом с Темерницкой таможней появляется крепость указом Екатерины II названная крепостью св. Димитрия Ростовского.

Крепость Димитрия Ростовского

Крепость Димитрия Ростовского

Позже название трансформировалось в Ростовскую крепость, затем просто в Ростов, ну а так как на карте России уже существовал Ростов, чтобы не путаться к новому посаду добавили приписку Ростов-на-Дону.

В 70-е годы XVIII в. вблизи крепости селятся армянские выходцы с Крыма, основав город под названием Нор-Нахичеван. С 1797 г. крепость и Нахичевань вошли в состав Ростовского уезда. К началу XIX в. крепость Дм. Ростовского утратила свое оборонительное значение. Валы срыли, а место это быстро застроили сетью новых улиц и переулков. На месте саманных и деревянных построек начинают расти каменные дома. Разбиваются скверы и парки.

XIX век

Ж/д вокзал Ростова

Ж/д вокзал Ростова-на-Дону

XIX в. стал этапом бурного экономического роста города. Растут торговые предприятия, фабрики, заводы. В город протягивают железную дорогу. Ростов становится центральным узлом пяти крупнейших почтовых трактов: Черноморского, Кавказского, Бахмутского, Одесского и Харьковского. Начинает работать телефонная связь, по улицам пускают трамвайный транспорт. Продовольственные ярмарки Ростова считаются крупнейшими в стране.

Общий вид города. XIX век

Общий вид города. XIX век

С началом Первой Мировой в Ростов эвакуируют Варшавский университет. К концу XIX в. 98 городских предприятий налаживают развитие экспорта за рубеж. Население к началу ХХ в. возрастает до 110 тыс. человек.

XX век

В 1902 г. Ростов-на-Дону «прославился» первой в России политической стачкой.

Памятник Стачки 1902 года

Памятник Стачки 1902 года

Еще две стачки, перешедшие в вооруженные восстания, потрясли город в 1905 г. В годы гражданской войны Ростов-на-Дону оставался центром Белого движения. Власть советов установилась здесь лишь в 1920 г.

Перед войной город активно застраивается. Строится гигантский завод «Ростсельмаш» и похожий на трактор крупнейший в стране драмтеатр им. М.Горького. В 1928 г. Нахичевань и Ростов объединились в один мегаполис. В 1937 г. он становится центром образованной Ростовской области, столицей Дона.

Главная проходная завода "Ростсельмаш"

Главная проходная завода «Ростсельмаш»

История Ростова-на-Дону в военные годы похожа на историю многих городов России. Он дважды был под немецкой оккупацией. Первый раз немцы заняли город осенью 1941, второй – летом 1942. Оккупация нанесла Ростову огромный вред.

Война в Ростове

Война в Ростове

По числу разрушений город вошел в десятку наиболее пострадавших городов России. Были разрушены завод «Ростсельмаш», все городские мосты, улицы, свыше 12 тыс. домов, в Змиевской балке убиты 27 тыс. евреев. Всего во время военных действий было убито 40 тыс. ростовчан, свыше 53 тыс. жителей взяты в плен.

Однако значительные потери не помешали городу быстро восстановиться. Уже к 1 июня 1945 на улицах появился первый трамвай. К 1947 г. восстановлена I очередь завода «Ростсельмаш», отремонтированы табачная фабрика и паравозоремонтный завод. Продолжается восстановление предприятий и объектов социальной инфраструктуры. Застройки ведутся по генплану академика архитектуры В. Н.Семенова. Благоустраивается набережная, из руин восстанавливают театр, Лендворец, Дом Советов, берега Дона соединяет новый Ворошиловский мост общей протяженностью 450 метров. В 50-е, после строительства Волго-Донского канала город Ростов-на-Дону становится портом пяти морей.

Набережная Дона

Набережная Дона

Современность

В 90-е годы ХХ века Ростов-на-Дону попал в десятку крупнейших городов России. К началу 2000 его население перевалило за 1 млн. человек. В 2000 он стал центром образованного Южного Федерального округа, еще раз подтвердив негласный статус южной столицы.

Ростов-на-Дону сегодня

Ростов-на-Дону сегодня

И сейчас Ростов-на-Дону остается крупным культурным, административным, промышленным и научно-образовательным центром всей России. Кроме того, он является важнейшим торгово-транспортным узлом, известным как «Ворота Кавказа». В мае 2008 г. Ростов получил почетное звание «Город воинской славы».

Арендовать автомобиль

Как добраться до Ростова-на-Дону?

На юге России Ростов-на-Дону является одним из крупнейших транспортных узлов. Автобусное, железнодорожное и авиасообщение соединяет этот южный мегаполис со многими городами, как в России, так и за ее пределами.

Прямые авиарейсы в Ростов-на-Дону осуществляются из Москвы, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, Казани, Махачкалы, Норильска, Самары, Симферополя, Сочи, Тюмени, Еревана, Ташкента, Тбилиси и других городов. Подобрать необходимые билеты можно в форме ниже.

Железнодорожным транспортом напрямую до столицы Дона можно доехать из 398 городов и населенных пунктов России, Украины и Беларуси. Среди них: Адлер, Астрахань, Архангельск, Белгород, Баку, Благовещенск, Брест, Владикавказ, Владимир, Гомель, Днепропетровск, Иркутск, Калуга, Киев, Кисловодск, Медногорск, Мурманск, Назрань, Пермь, Пенза, Саратов, Смоленск, Тверь, Тула, Уфа, Харьков, Ярославль и многие другие. Проверить, есть ли прямой рейс из вашего города можно здесь.

Более 250 направлений обслуживаются и главным автовокзалом Ростова.

Как видите, вариантов добраться до столицы Дона, славного города Ростова-на-Дону, очень много. Всегда можно подобрать оптимальный по времени и по цене.

***

На этом пока все. В следующих постах я расскажу о том, что посмотреть и где остановиться в Ростове. Следите за обновлениями! А чтобы ничего не пропустить подписывайтесь на рассылку или в наши группы в социальных сетях.


Понравилась статья? Поделись с друзьями! Им тоже пригодится!


Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *