Музей истории города Танаиса

Экспозиция музеяНесмотря на свои незначительные размеры, музей истории города Танаиса заслуживает отдельного исследования, все потому, что найденные артефакты позволяют более полно понять жизнь кочевников Подонья и Приазовья во времена античности и в первые века после начала новой эры.

В этом посте я немного расскажу о найденных на месте раскопок городища и некрополя артефактах, представленных в настоящее время в музее истории города Танаиса, а также о том, как, по мнению археологов, выглядел Танаис с момента основания (III в. до н.э.) до момента своей гибели (V в. н.э).

Вся экспозиция музея вмещается в одном большом зале логически разбитом на 5 частей.

1. Танаис эллинистический (III в. до н.э. — рубеж I в. до н. э.)

Экспозиция данного раздела музея повествует о Елизаветовском городище, которое в начале раскопок ассоциировалось с ранним Танаисом. Позже ученым удалось понять, что Елизаветовское городище существовало в дельте Дона ранее, на рубеже V — IV вв. до н.э., и было  торговым предшественником Танаиса.

Экспозиция Елизаветовского городища

Экспозиция Елизаветовского городища

В экспозиции Елизаветовского городища представлены многочисленные археологические находки: лепные сосуды, флаконы, кувшины и амфоры с античной росписью, модель греческого торгового корабля, карты торговых связей и артефакты, обнаруженные в курганном могильнике, рассказывающие о быте и ремеслах того времени.

Интересен тот факт, что 2,5 тыс. лет назад здесь уже занимались добычей и переработкой рыбы, животноводством, гончарным, бронзолитейным и железоделательным производством. Местные изделия активно включались в торговлю.

Реконструкция города

Реконструкция кварталов Западного района городища

Следующий стенд – Танаис в III – I вв. до н. э. Это период бурного строительства. Именно в III веке стал складываться облик городища, которое увидеть на раскопках. Построены западный городской район и пригород, укрепленные оборонительными стенами и башнями, и гавань. В этот период получают развитие земледелие, скотоводство и рыбный промысел, продукция которых – один из основных предметов вывоза.

Активная торговля греков и варварских племен Подонья способствовала бурному развитию города. И все было хорошо, пока войско боспорского царя Полемона не решило уничтожить поселение за неповиновение.

Западный район был полностью разрушен от сильнейшего пожара и больше уже восстановлен не был. Однако нападение Полемона не сломило танаитов. Они восстановили постройки и продолжили расти и развиваться.

Экскурсии в Ростове-на-Дону

2. Эпоха расцвета Танаиса (I — III вв. н.э.)

На это время приходится эпоха расцвета античного поселения, поэтому данному периоду посвящен самый крупный раздел экспозиции музея.

В I — II веках н.э. Танаис сохранял значение «самого крупного после Пантикапея торжища варваров». Именно он был главным посредником продвижения товаров, «свойственных цивилизованной жизни» Боспора и Малой Азии, вглубь кочевой степи. Их находят не только в Поволжье, но даже в прикаспийском регионе.

Появились новые контакты с западными римскими провинциями. Отсюда по-прежнему вывозили зерно, шерсть, рыбу… Существовал здесь и невольничий рынок.

С началом новой эры в Танаисе создается собственное ремесленное производство керамики на базе гончарного круга, западными мастерами развивается стеклоделие и ткачество.

Гончарное производство и ткачество

Гончарное производство и ткачество в Танаисе

Большое пространство в зале занимают найденные на месте раскопок артефакты, свидетельствующие о быте и укладе жизни горожан того времени.

II – начало III в. н.э. отражают этап бурного экономического роста. Однако, обстановка в кочевых степях становится тревожной. В спешке жителями возводятся оборонительные сооружения. В Греции и Риме танаиты запасаются метательными орудиями, таранами и другой метательной техникой.

Евтихон - метательная установка времен античности

Евтихон — метательная установка времен античности

В Причерноморье пробиваются все новые орды кочевников, не интересующихся античной культурой и не желающих развивать экономические связи как скифы или сарматы. Эти племена разоряют все населенные пункты, встречающиеся им на пути, не щадя никого и ничего.

К сожалению, Танаис лежал на пути всех кочевых передвижений, поэтому он один из первых испытал на себе удар вторгшихся варваров.

Несмотря на имеющиеся укрепления, город все — таки был взят неприятелем и больше в существовавшем ранее виде уже не восстанавливался. Возможно, уцелевшие танаиты были взяты в плен и превращены в рабов. Кто были эти враги,  ученым доподлинно неизвестно. Но вполне вероятно, что уничтожило его большое объединение племен Причерноморья, создавшееся в III в. н.э. Возглавляли это объединение германские племена готов, а основную силу составляли восточные племена герулов, боранов и др.   Именно они несколькими десятилетиями позже обрушились на Боспорское царство и Керчь, разрушили много городов и даже на короткий срок захватили власть царстве в свои руки.

Арендовать автомобиль

3. Поселения в окружении Танаиса ( I в. до н.э. — начало III в. н.э)

Кроме Танаиса в конце I в. до н. э. в дельтовой части Дона возникает ряд укрепленных поселений (Нижне-Гниловское, Кобяковское   и др.), экономически и политически тесно связанных с античным городом и составляющих его сельскохозяйственную округу.

Основное население соседних поселений – меоты, пришедшие сюда с Кубани или Северо-Восточного Приазовья (в то время как Танаис занимали преимущественно греки, римляне и некоторые представители варварских племен: скифов, сарматов, меотов, савроматов и др.).

Экспозиция соседних поселений

Экспозиция поселений округи Танаиса

Главное направление хозяйственной деятельности соседей – рыбный промысел и земледелие, продукты которых являлись предметом вывоза. У греков меоты покупали краснолаковую посуду, ювелирные изделия из бронзы и серебра и проч. Расплачивались в степях Подонья мелкой медной боспорской монетой, при крупных сделках – золотыми статерами.

В экспозиции музея, посвященной соседним поселениям, представлены женские ювелирные украшения, изделия из стекла и предметы бытовой утвари горожан.

Booking.com

4. Танаис варварский (IV — V вв. н.э.)

Спустя 140 лет после вторжения варварских племен в развалинах некогда цветущего города селится совершенно иной народ. Это он насыпал примитивный вал, кое-как отреставрировал жилища, немного расчистил улицы от хлама и обрушившихся камней. Последнее поселение Танаиса было варварским, ничего общего не имевшим с ранее цветущими периодами. Вероятнее всего это были сарматы.

Очень мало найдено артефактов третьего периода жизни городища. Однако есть все же одна интересная археологическая находка — костяные обкладки сложного лука, по конструкции напоминающего гуннские луки.

Варвары прожили здесь недолго. В конце IV — начале V века люди навсегда покинули древний город. Многие историки связывают этот факт с изменением русла реки и переносом городища Тана на место современного Азова.

5. Некрополь Танаиса

Завершается экспозиция музея истории города артефактами, найденными на месте танаисского некрополя.

Погребение танаита

Погребение танаита

Самые ранние захоронения по сути рассказывали о греческих традициях погребения усопших. В начале новой эры погребения носят уже черты греко-скифского типа. Встречаются единичные погребения сарматского типа. Над могилами на скифский манер появляются каменные оградки, младенцев по обычаю начинают погребать в амфорах. Взрослых же умерших хоронили либо в гробах, либо в обычных могильных ямах. Череп покойного деформировался, чтобы внешне походить на богов загробного мира. До I века практиковался способ установки надгробий в виде плоской призмы, увенчанной дискообразной частью. Умерший располагался головой на восток. Обнаружены единичные могилы с южной и юго-восточной ориентировкой тела покойного.

Некрополь Танаиса

Археологические находки некрополя

В античности и греки, и кочевники Подонья верили, что после смерти покойный продолжает вести обычную жизнь, поэтому в последний путь его снаряжали всем необходимым. В могилу клали украшения покойного, его оружие, не забывали про воду и еду. В зависимости от положения в обществе человек в загробную жизнь снаряжался по-разному. Богача после смерти сопровождали золотые украшения с драгоценными камнями, дорогая привозная посуда и пр., а бедняки и в вечности довольствовались простенькими бусами, одним-двумя горшками да прочей мелочью.

Археологические находки из погребений

Предметы, сопровождавшие умершего в загробной жизни

В экспозиции музея посвященной танаисскому некрополю, представлены предметы, найденные в захоронениях: украшения, сосуды, небольшие алтарики и фигурки божеств, деформированные черепа и скелет человека, а также могильные памятнички.

Именно здесь, в уголке, символизирующем смерть городища, и заканчивается музейная экспозиция.

***

Жалко, конечно, что такое процветающее поселение бесследно исчезло. Быть может, если бы оно продолжило свое существование, и мы были бы совершенно другими? Быть может и судьбы мира пошли совсем по другому сценарию?

Но история не терпит условностей. Есть только факты. А Танаис, несмотря на закат своей цивилизации, продолжает жить и сейчас, в этих удивительных экспонатах, курганах и раскопках античного города.


Понравилась статья? Поделись с друзьями! Им тоже пригодится!


Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *