Несмотря на свои незначительные размеры, музей истории города Танаиса заслуживает отдельного исследования, все потому, что найденные артефакты позволяют более полно понять жизнь кочевников Подонья и Приазовья во времена античности и в первые века после начала новой эры.
В этом посте я немного расскажу о найденных на месте раскопок городища и некрополя артефактах, представленных в настоящее время в музее истории города Танаиса, а также о том, как, по мнению археологов, выглядел Танаис с момента основания (III в. до н.э.) до момента своей гибели (V в. н.э).
Вся экспозиция музея вмещается в одном большом зале логически разбитом на 5 частей.
Содержание статьи
1. Танаис эллинистический (III в. до н.э. — рубеж I в. до н. э.)
Экспозиция данного раздела музея повествует о Елизаветовском городище, которое в начале раскопок ассоциировалось с ранним Танаисом. Позже ученым удалось понять, что Елизаветовское городище существовало в дельте Дона ранее, на рубеже V — IV вв. до н.э., и было торговым предшественником Танаиса.
В экспозиции Елизаветовского городища представлены многочисленные археологические находки: лепные сосуды, флаконы, кувшины и амфоры с античной росписью, модель греческого торгового корабля, карты торговых связей и артефакты, обнаруженные в курганном могильнике, рассказывающие о быте и ремеслах того времени.
Интересен тот факт, что 2,5 тыс. лет назад здесь уже занимались добычей и переработкой рыбы, животноводством, гончарным, бронзолитейным и железоделательным производством. Местные изделия активно включались в торговлю.
Следующий стенд – Танаис в III – I вв. до н. э. Это период бурного строительства. Именно в III веке стал складываться облик городища, которое увидеть на раскопках. Построены западный городской район и пригород, укрепленные оборонительными стенами и башнями, и гавань. В этот период получают развитие земледелие, скотоводство и рыбный промысел, продукция которых – один из основных предметов вывоза.
Активная торговля греков и варварских племен Подонья способствовала бурному развитию города. И все было хорошо, пока войско боспорского царя Полемона не решило уничтожить поселение за неповиновение.
Западный район был полностью разрушен от сильнейшего пожара и больше уже восстановлен не был. Однако нападение Полемона не сломило танаитов. Они восстановили постройки и продолжили расти и развиваться.
2. Эпоха расцвета Танаиса (I — III вв. н.э.)
На это время приходится эпоха расцвета античного поселения, поэтому данному периоду посвящен самый крупный раздел экспозиции музея.
В I — II веках н.э. Танаис сохранял значение «самого крупного после Пантикапея торжища варваров». Именно он был главным посредником продвижения товаров, «свойственных цивилизованной жизни» Боспора и Малой Азии, вглубь кочевой степи. Их находят не только в Поволжье, но даже в прикаспийском регионе.
Появились новые контакты с западными римскими провинциями. Отсюда по-прежнему вывозили зерно, шерсть, рыбу… Существовал здесь и невольничий рынок.
С началом новой эры в Танаисе создается собственное ремесленное производство керамики на базе гончарного круга, западными мастерами развивается стеклоделие и ткачество.
Большое пространство в зале занимают найденные на месте раскопок артефакты, свидетельствующие о быте и укладе жизни горожан того времени.
II – начало III в. н.э. отражают этап бурного экономического роста. Однако, обстановка в кочевых степях становится тревожной. В спешке жителями возводятся оборонительные сооружения. В Греции и Риме танаиты запасаются метательными орудиями, таранами и другой метательной техникой.
В Причерноморье пробиваются все новые орды кочевников, не интересующихся античной культурой и не желающих развивать экономические связи как скифы или сарматы. Эти племена разоряют все населенные пункты, встречающиеся им на пути, не щадя никого и ничего.
К сожалению, Танаис лежал на пути всех кочевых передвижений, поэтому он один из первых испытал на себе удар вторгшихся варваров.
Несмотря на имеющиеся укрепления, город все — таки был взят неприятелем и больше в существовавшем ранее виде уже не восстанавливался. Возможно, уцелевшие танаиты были взяты в плен и превращены в рабов. Кто были эти враги, ученым доподлинно неизвестно. Но вполне вероятно, что уничтожило его большое объединение племен Причерноморья, создавшееся в III в. н.э. Возглавляли это объединение германские племена готов, а основную силу составляли восточные племена герулов, боранов и др. Именно они несколькими десятилетиями позже обрушились на Боспорское царство и Керчь, разрушили много городов и даже на короткий срок захватили власть царстве в свои руки.
3. Поселения в окружении Танаиса ( I в. до н.э. — начало III в. н.э)
Кроме Танаиса в конце I в. до н. э. в дельтовой части Дона возникает ряд укрепленных поселений (Нижне-Гниловское, Кобяковское и др.), экономически и политически тесно связанных с античным городом и составляющих его сельскохозяйственную округу.
Основное население соседних поселений – меоты, пришедшие сюда с Кубани или Северо-Восточного Приазовья (в то время как Танаис занимали преимущественно греки, римляне и некоторые представители варварских племен: скифов, сарматов, меотов, савроматов и др.).
Главное направление хозяйственной деятельности соседей – рыбный промысел и земледелие, продукты которых являлись предметом вывоза. У греков меоты покупали краснолаковую посуду, ювелирные изделия из бронзы и серебра и проч. Расплачивались в степях Подонья мелкой медной боспорской монетой, при крупных сделках – золотыми статерами.
В экспозиции музея, посвященной соседним поселениям, представлены женские ювелирные украшения, изделия из стекла и предметы бытовой утвари горожан.
4. Танаис варварский (IV — V вв. н.э.)
Спустя 140 лет после вторжения варварских племен в развалинах некогда цветущего города селится совершенно иной народ. Это он насыпал примитивный вал, кое-как отреставрировал жилища, немного расчистил улицы от хлама и обрушившихся камней. Последнее поселение Танаиса было варварским, ничего общего не имевшим с ранее цветущими периодами. Вероятнее всего это были сарматы.
Очень мало найдено артефактов третьего периода жизни городища. Однако есть все же одна интересная археологическая находка — костяные обкладки сложного лука, по конструкции напоминающего гуннские луки.
Варвары прожили здесь недолго. В конце IV — начале V века люди навсегда покинули древний город. Многие историки связывают этот факт с изменением русла реки и переносом городища Тана на место современного Азова.
5. Некрополь Танаиса
Завершается экспозиция музея истории города артефактами, найденными на месте танаисского некрополя.
Самые ранние захоронения по сути рассказывали о греческих традициях погребения усопших. В начале новой эры погребения носят уже черты греко-скифского типа. Встречаются единичные погребения сарматского типа. Над могилами на скифский манер появляются каменные оградки, младенцев по обычаю начинают погребать в амфорах. Взрослых же умерших хоронили либо в гробах, либо в обычных могильных ямах. Череп покойного деформировался, чтобы внешне походить на богов загробного мира. До I века практиковался способ установки надгробий в виде плоской призмы, увенчанной дискообразной частью. Умерший располагался головой на восток. Обнаружены единичные могилы с южной и юго-восточной ориентировкой тела покойного.
В античности и греки, и кочевники Подонья верили, что после смерти покойный продолжает вести обычную жизнь, поэтому в последний путь его снаряжали всем необходимым. В могилу клали украшения покойного, его оружие, не забывали про воду и еду. В зависимости от положения в обществе человек в загробную жизнь снаряжался по-разному. Богача после смерти сопровождали золотые украшения с драгоценными камнями, дорогая привозная посуда и пр., а бедняки и в вечности довольствовались простенькими бусами, одним-двумя горшками да прочей мелочью.
В экспозиции музея посвященной танаисскому некрополю, представлены предметы, найденные в захоронениях: украшения, сосуды, небольшие алтарики и фигурки божеств, деформированные черепа и скелет человека, а также могильные памятнички.
Именно здесь, в уголке, символизирующем смерть городища, и заканчивается музейная экспозиция.
***
Жалко, конечно, что такое процветающее поселение бесследно исчезло. Быть может, если бы оно продолжило свое существование, и мы были бы совершенно другими? Быть может и судьбы мира пошли совсем по другому сценарию?
Но история не терпит условностей. Есть только факты. А Танаис, несмотря на закат своей цивилизации, продолжает жить и сейчас, в этих удивительных экспонатах, курганах и раскопках античного города.
Понравилась статья? Поделись с друзьями! Им тоже пригодится!
Оставить комментарий